Евгений Уланов

Дизайн для дизайнеров

Дизайн давно перестал быть чем-то тайным и неизведанным. Если раньше какие-то уроки и знания приходилось собирать по крупицам в интернете, то сегодня каждый школьник знает, что такое «референс». Появились многочисленные Бехансы и Дриблы, не рисует только ленивый.

Минус всех этих проектов в том, что там много красивых картинок, но они не работают в жизни. Можно нарисовать максимально чистый и вылизанный сайт, но он не пройдет проверку на прочность при встрече с клиентом и техническими требованиями. Именно поэтому большинство концептов так и не уходит дальше красивых картинок.

Дизайн бывает трех видов: для дизайнеров, для клиентов и для себя.

Для себя можно делать вообще что угодно, никто тебе ничего не скажет. Я дизайнер, я так вижу. Устал от бесконечных гайдлайнов, технических требований, трендов и «непонимающих» клиентов? Можешь пуститься во все тяжкие, писать только капсом, забить на интерлиньяж и кернинг — имеешь право.

Для клиентов нужно делать так, чтобы в первую очередь было хорошо клиенту. Или клиентам клиента. Или всем сразу.

Но в свете всех этих современных трендов и дизайнерских сообществ появилось новое направление — дизайн для дизайнеров.

Недавно наткнулся на такую картинку:

На автомобиле изображена любопытная надпись, которую я не задумываясь прочел, но потом мне стало интересно, а сколько нормальных людей, не относящихся к профессии дизайнера, смогут понять, что там написано? Опросил пару человек и результат меня удивил: я не ограничивал время на размышление, но ни один из них не догадался.

Посмотрите еще на два логотипа:

Кто-нибудь, кроме дизайнеров, видит здесь BK и число 31? Да чего уж греха таить, в свое время я долго искал стрелку в логотипе FedEx и до сих пор сижу за монитором «Лось».

Наверно есть смысл в том, чтобы упражняться в подобном творчестве, но между современными трендами и удобством клиента, я всегда выберу последнее. Можно творить бесконечный арт-хаус для истинных ценителей прекрасного, но пусть это останется в пределах песочниц дизайнеров.

П. С.
На автомобиле написано «Камчатка»

2021  

Дизайн интерьера как в старых играх

В старых играх часто встречаются текстуры, имитирующие трехмерные объекты. Например, на этом скрине можно увидеть плоские книжные полки в стене и на стеллажах. При этом мы видим, что книги на аналоях на самом деле трехмерные.

В следующий раз, когда я решу сделать библиотеку дома, я обязательно куплю обои с книгами и повешу на их фоне настоящие полки.

2020  

Тачскрин в каждый монитор

В каждом мониторе должен быть тачскрин. Понятно, что так не делают в первую очередь из-за экономии, но однажды я купил какой-то дешевый ноут-трансформер за 10 000 руб. с разрешением 1920х1080, и там был такой экран. Когда дома был скачок напряжения, ноут сломался, но какое-то время я все же успел им попользоваться и понять, как круто, когда ты можешь просто ткнуть пальцем, куда тебе надо, и это сработает. С тех пор мне не хватает этой функции в обычных компьютерах. Одно дело тыкать в планшет и совсем другое, когда это просто комп.

2020  

Прототип не нужен

Существуют разные прототипы сайта, от наброска карандашом в блокноте до программ, имитирующих перемещение по страницам с анимацией.

Навороченный прототип, почти не отличимый от настоящего сайта, помогает дизайн-студии продать дизайн клиенту, но требует дополнительных сил, времени и денег. Если его не примут, ресурсы будут потрачены зря.

Хорошая презентация обычных макетов экономит все вышеперечисленное, особенно когда дизайн разрабатывается внутри компании для своих. Там работают профессионалы, которые знают, как работают ссылки и могут представить себе анимацию. Конечно, создание эффектного прототипа может помочь продвинуть свое решение, но лучше потратить это время на решение задачи.

2020  

Негаснущий экран смартфона

Прочитал у Лебедева в телеге, как его бесит, когда кто-то кладет смартфон, но не блокирует экран, мол это расточительная трата заряда аккумулятора, а затем вечные жалобы не недостаток батареи. Я мысленно согласился, потому что сам всегда сразу блокирую телефон и мне хватает заряда.

Но как-то раз мне было нужно зачем-то поменять настройки и поставить время блокировки на две минуты вместо обычных 30 секунд, после чего я успешно об этом забыл. Через несколько дней я начал что-то делать на телефоне и заметил, что экран не гаснет, возможно я что-то читал, и мне невероятно понравилось, настолько это показалось удобным. С тех пор автоматическое время блокировки у меня составляет около 5 минут.

С другой стороны, все-таки есть разница между короткой автоматической блокировкой и тем, чтобы класть смартфон и не выключать его. Но теперь я часто кладу перед собой устройство с включенным экраном, чему очень рад. Fuck fuel economy, как говорится.

2020  

Рабочее место как мокап

Обычно рабочее место дизайнера напоминает свалку, понятную лишь ему одному, но у меня обратная ситуация. Глядя на бесконечные мокапы столов с компьютерами, где нет ничего лишнего, я всегда стремился обустроить свое рабочее пространство таким же образом. Конечно моей фотке далеко до мокапа, но отсутствие посторонних вещей позволяет сосредоточиться на работе и ни на что не отвлекаться.

Меня вообще раздражает, когда картинка не соответствует реальности. Изображения из фотостоков, Феррари на постерах заправок, пластмассовые семьи на йогуртах.

Фотографии должны быть настоящие, как и жизнь.

2020  

Умные статьи в интернете

Весь интернет состоит из бесконечной генерации нового контента с минимальным сроком годности. Раньше одну новость могли обсуждать месяцами, а сегодня самое грандиозное событие, волнующее весь мир, забывается на следующий день. То, что вы только что посмотрели в ленте, вы не вспомните уже через несколько секунд. Яркий пример — спиннеры. Сколько было хайпа с ними и куда они теперь подевались?

Миром и вашим временем правят бесконечные уведомления и подписки. В топе находятся рассылки по электронной почте и каналы в Телеге. И почти везде есть что-то вроде бы интересное и как бы полезное. Но прикол в том, что 99% всех «крутых» и «кайфовых» постов для дизайнеров и менеджеров — полная чушь, переливание из пустого в порожнее. Читаешь, вроде умно и познавательно, и даже можно применить на практике, вот только не нужно.

Не хочу никого обижать, поэтому приведу вымышленный пример, аналогичный тому, что я увидел сегодня. Приходит в рассылке от одного авторитетного источника статья: «Как правильно убрать квартиру с помощью специального таск-менеджера и эмодзи, увеличив свою продуктивность на 200 %, и не побить жену».

Ну все, приехали, теперь, чтобы убрать квартиру и не бить жену, нужен какой-то специальный таск-менеджер и инструкция к нему. Я уже ощущаю себя сверхчеловеком, ведь у меня никогда не возникало таких проблем, и я даже не догадывался, что у кого-то бывают подобные. Я думал, что чтобы убрать квартиру, нужно просто взять и убрать квартиру. Теперь жду инструкций о том, как правильно сходить в туалет с помощью какого-нибудь специального тайм-трекера и увеличить свою эффективность опорожнения кишечника на 146 %.

То же самое касается статей о том, как дизайнеру правильно работать с задачей клиента, чтобы полюбить ее, избежать прокрастинации и прочей чепухи. Например, Бюро Горубнова, которое выходит в 1 % хороших интернет-изданий, пишет простые и правильные вещи без хипстерской шелухи, отвечает коротко и ясно: «Бюрошнику не мешают зима, авитаминоз, арендная ставка и цены на фрукты». Я считаю, что этим все сказано. Чтобы хорошо работать, нужно просто хорошо работать. А псевдоумные советы и «грамотные» мысли никого не спасут. Открою страшную тайну: даже до появления Бюро дизайнеры как-то умели делать хорошо. Пример тому — студия Артемия Лебедева. И как же они сами до всего догадались?

2020  

Дизайнерская утопия. Размышления о прогрессе. К чему мы все идём?

В прошлом посте затрагивалась тема хорошего интерфейса, которого должно быть не видно. Прогресс движется в направлении упрощения всего и вся. Все эти интуитивно-понятные интерфейсы, автоматизация и исключение роли человека откуда только можно.

Лебедев недавно в своем видео говорил о том, что раньше были лифтёры, теперь лифты ездят между этажами сами по себе, поэтому прекрасно, что скоро не нужны будут водители, чтобы управлять автомобилем. Будут беспилотники.

Раньше, чтобы водить машину, нужно было долго учиться. Потом изобрели автомат вместо механики. А следом в массы пробиваются электромобили, а за ними и беспилотные машины. В электромобиле вообще нет кучи деталей, которые могут сломаться, в отличие от обычного транспорта. Там даже масло менять не нужно.

Раньше мы одевались и выходили на улицу, чтобы дойти до магазина и купить еды. Потом появились Яндекс.Карты, навигаторы, а сегодня многие магазины доставляют еду прямо на дом. Всё движется в сторону упрощения.

Хороший интерфейс тот, которого нет. Чипы будут интегрировать в мозг (уже есть такая технология), нам не нужно будет брать в руки смартфон, чтобы что-то сделать.

Звучит утопично, но это правда. Вот оно, светило прогресса:

Вы что, и есть за меня будете?

Если возвести эту идею в абсолют, получается мы идём к уничтожению человечества. Либо наш мозг будет существовать отдельно от тела, потому что оно тоже будет не нужно. С точки зрения идеального интерфейса, представляете сколько лишних вещей мы сейчас делаем?

Например, я набираю этот текст на клавиатуре, а вы его читаете.

Как тебе такое, Илон Маск?

2020  

Синдром самозванца и любовь к интерфейсам

Я работаю дизайнером всю жизнь, и за это время прошёл путь от нарезчика картиночек и баннеров до проектирования сложных интерфейсов международной корпорации, имя которой сегодня знает практически каждый.

Постоянно занимаясь самосовершенствованием, наткнулся в сети на скрины книги Бирмана про пользовательский интерфейс.

Там была такая картинка:

Рядом подпись: «Про­дви­ну­тый дизай­нер зажи­мает левой рукой целые аккорды. При этом иногда трудно объяснить дру­гому, что именно ты сделал.»

Я тут же безошибочно угадал «аккорд» и улыбнулся. Полистал несколько разворотов и был приятно удивлён, что большая часть написанного мне знакома.

Надо сказать, еще пару лет назад я очень критично относился к своим знаниям. Я шёл по жизни и недоумевал, когда кому-то мои действия в работе казались сложными. Ведь это же умеет каждый — именно такая установка была у меня в голове.

В итоге хорошую работу получали те, кто просто умел чесать языком, а мне приходилось довольствоваться самыми пробитыми говнокомпаниями.

Сейчас, глядя на то, что у меня получается, я понимаю, что наша команда делает реально жёсткие вещи. Моя текущая задача — создание революционного интерфейса колл-центра, но по договоренности, я не могу его показать в портфолио. Это закрытый, внутренний проект.

Вообще я люблю интерфейсы больше лендингов и остальной мишуры, потому что интерфейс — это именно то, с чем взаимодействует пользователь. Всё, что мы видим вокруг — уже интерфейс, и в идеале его не должно быть заметно.

Раньше говорили, что хороший дизайн тот, которого не видно. Сегодня навороченная графика в вебе практически полностью сошла на нет. Все стремятся к минимализму и простоте, и пришло время идти дальше.

Дизайн — это не оформительская работа, а проектирование, начиная от прототипа и заканчивая конечным результатом. Дизайн=интерфейс.

А всем тем, кто так же как и я, когда-то попал под влияние синдрома самозванца, желаю не сомневаться в свои силах и постоянно совершенствовать навыки, практикуясь и изучая что-то новое. Всегда есть кто-то лучше и хуже нас, но главное — не останавливаться и перестать себя недооценивать.

2020  

Выйти из зоны комфорта и стать успешным

Когда «железный занавес» рухнул, мы стали смотреть на запад и под впечатлением того, «как там всё круто», а у нас плохо, бездумно начали перенимать иностранные фишки с космической скоростью.

Узнали слово «маркЕтинг», но стали говорить «мАркетинг», подражая англоговорящему населению. Услышали про «бренды» и перестали склонять их в рекламе, потому что у иностранцев склонений не было, но решили запудрить себе мозги тем, что так улучшается узнаваемость.

Скажи дураку молиться, он лоб расшибёт.

В Россию хлынуло огромное количество пособий по достижению успеха из-за океана, где и представить себе не могли, что их книги будут читать в постсоветском пространстве, не знакомым с капитализмом. Видимо, под впечатлением данных материалов, кто-то даже придумал короткий анекдот: «Житель Лос-Анджелеса советует жителю Магадана выйти из зоны комфорта».

Я и сам часто слышу растиражированные выражения типа «если у тебя этого нет, значит ты не сильно этого хочешь» и про пресловутую «зону комфорта».

Но вот что я вам скажу.

Люди умирают, не потому что не сильно хотят жить. Выживание — это инстинкт, заложенный в нас природой, который даже при очень сильном желании, не так-то легко перебороть.

Человек умирает не потому что не хочет жить, а потому что дерьмо случается. После развала СССР кто-то выжил, кто-то умер, кто-то поднялся, кто-то опустился и ситуаций бесконечное множество.

Возможно в это сложно поверить, но есть много людей, кто в эту зону никогда даже и не заходил, и ему, в общем-то, неоткуда выходить.

Да, такое бывает. Не буду приводить примеры, чтобы не омрачать пост, при желании каждый сможет додумать сам.

Вместо этого просто подведу итог.

Прежде, чем слушать всяких инфоцыган, и загонять себя в ещё большую задницу, помните: чтобы выйти из зоны комфорта, для начала нужно в неё войти.

2020  
Ранее Ctrl + ↓