Евгений Уланов

РаботыБлог

9 заметок с тегом

бизнес

Правило скидочных карт

Скидочная карта — хороший инструмент превращения одноразовых клиентов во многоразовых. К сожалению, хорошую идею часто губит плохое исполнение и делает только хуже.

Во-первых, «клиентоориентированность» должна быть не только на бумаге, но и на деле, как и многое другое, о чем принято писать на корпоративных сайтах компании.

Скидочные карты могут даваться выборочно или по просьбе клиента. Никаких дурацких заполнений анкет и идентификации личности по паспорту при предъявлении. Если вам нужно вести статистику, сколько карт и кому вы раздали, позаботьтесь об этом сами, без участия клиента. Для него это лишний движ.

Вручать клиенту листочек с наклейками из серии «даем карту после 10 заказов» невыгодно. Для вас это дополнительные затраты на дизайн, бумагу и наклейки + время. Клиент, в свою очередь, может забыть/потерять листочек и не прийти к вам из-за этого, отложив визит на следующий раз, а потом забить насовсем.

Не стоит бояться, что клиент передаст карту кому-то еще. Для вас это не убытки, а новые клиенты и бесплатное промо. По этой причине дизайн карты должен быть безупречен. Заранее подумайте о проценте скидки, чтобы не работать в минус.

Чтобы клиенты не боялись забыть карту дома, напишите на обратной стороне, что они могут привязать к ней свой номер телефона и получать скидку по нему. И никогда никакого спама!

Следуя хотя бы этим простым правилам, можно уже неплохо расширить свою клиентскую базу, а наделав глупости, сократить количество заказов и работать по меньшим ценам.

Опасность скидок

Обычно скидку дают за что-то, например за объем. Понятно, что заработаешь меньше за единицу товара, но в целом сбыт будет больше. Однако если у вас не потоковое производство, не массовый продукт или услуга, скидки могут легко навредить.

Например, у вас не сезон, клиентов почти нет, и первое, что приходит в голову — устроить акцию и дать скидку.

Помимо снижения заработка у этого способа есть и другие минусы. Конкуренты мигом прочухают, что у вас все плохо (в бизнесе никогда нельзя показывать свою слабость), люди будут откладывать свой поход к вам, ожидая новых акций. Вернуться на прошлый уровень прибыли будет проблематично.

Запомните главную вещь: к вам должны идти не за ценой, а за качественной услугой или товаром. Мало клиентов — давайте больше рекламы, придумывайте новые фишки, дарите каждому клиенту по леденцу, но цена и качество должны оставаться неизменны.

Может быть в следующий раз расскажу про скидочные карты.

Скидка — не подарок

Никогда не дарите своим клиентам скидку, особенно «при заказе от ...».

Лучше подарите что-нибудь, пусть недорогое, но действительно подарите, а не пытайтесь продать задним числом. Это может быть товар, услуга или какой-нибудь другой подарок, не относящийся к вашей деятельности, на нем или упаковке может быть ваша символика, это послужит дополнительной рекламой.

Если вы «дарите» просто скидки на будущие заказы, возможно вашим предложением даже воспользуются, но плюса в карму в виде эмоций от настоящего подарка не будет. Другие компании поступают точно так же, вы ничем не выделитесь и отношение будет такое же.

Запомните, скидка — это скидка, но не подарок.

Не критикуй, лучше попробуй сам

Когда мне было 14, я читал Бизнес-линч, узнавал много новых фишек и критиковал.

Вот в плакате дизайнер не поставил правильные кавычки, а на этом сайте стоит капча. Идешь такой, и думаешь, ну пипец, я бы так не накосячил. А уж какие крупные компании совершают такие элементарные ошибки!

Но в целом их работа была мне не по силам. Это называется в чужом глазу соломину видеть, а в своём бревна не замечать.

Со временем я научился вывозить большие проекты, но меня прям бесили эти мелочи, на которые забивали другие. Так было до тех пор, пока я не начал работать в крупной компании.

Наверняка вы часто встречали людей, которые критикуют сервис или жалуются на что-то. Их можно понять, ведь они правы. Но дело в том, что мы часто не знаем причин, почему интерфейс получился «плохим».

Например, случай с капчой. Мне дали задачу переоформить страницу логина, но на ней были эти страшные кривые циферки для вычисления киборгов, и их нужно было обязательно оставить.

Я не поленился, подошел к менеджеру и спросил, могу ли я их убрать. Менеджер отправил меня к разработчикам. Те, в свою очередь, ответили просто: если хочешь, нам не в падлу потратить 10 минут и объяснить тебе, почему мы так сделали, и почему это убрать не получится.

Мне тоже было не в падлу. Не помню подробностей беседы, но оказалось, что цепочка тянется через несколько отделов, и на то есть разумные причины, как технические, так и нет. И изменить это точно не во власти ни дизайнера, ни разработчика. Они были правы, их ответ меня убедил.

Находись я по другую сторону монитора раньше, то подумал бы, что дизайнер — лох. На деле же, увидев работу изнутри, мне стало очевидно что за многими нелогичными, на первый взгляд, решениями могут стоять весомые причины.

Это не значит, что нужно делать плохо, но значит, что не всегда стоит судить и критиковать, не зная деталей. В любом случае, если вам что-то не нравится, попробуйте сделать лучше самостоятельно. Скорее всего вы сильно удивитесь.

2018   бизнес   дизайн

Быть мастером на все руки — плохо

Читал про эксперимент, когда один человек решил сделать в одиночку с нуля тостер. У него ушло два года, а тостер проработал 15 минут. Мораль в том, что сделать одному даже не самую сложную вещь — нереально.

В том, чтобы быть мастером на все руки, есть очевидные плюсы: можешь предложить клиенту не только дизайн, но и верстку, и точно знаешь, что сделаешь работу хорошо.

Тем не менее, это актуально только если работаешь один на себя.

Чаще всего специалистов широкого профиля ищут нищие быдлокомпании, которые спрашивают с тебя по полной. Упор идет не на качество, а на количество работы.

Если у вас свое дело, делегируйте задачи. Делать все самостоятельно — неэффективно. Если вы планируете подняться выше обычного мастера, уход с головой в работу своими руками запорет весь бизнес. У вас не хватит времени на все остальное: искать и собеседовать сотрудников, следить за качеством, работать с клиентами.

Быть осведомленным в разных областях очень важно и полезно, но стремитесь к тому, чтобы каждый занимался своим делом.

Никакого премиума

Недавно наткнулся в ленте на такое объявление:

Последним предложением автор хотел сказать, что работал 10 лет в крутых салонах, соответственно делает круто. Так ли это на самом деле?

Во-первых, более 10 лет — это сколько? Больше 10, но меньше 11? Эти несколько месяцев действительно важны? Вряд ли. Просто хочется выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Слова, сами по себе, ничего не значат. Если есть опыт работы в известных салонах, нужно их перечислить. Если их названия ни о чем не скажут, значит «премиум» — это фейк.

Знаменитые бренды редко оперируют этим словом, потому что их имя говорит само за себя.

Показывайте «премиальность» своей работы качеством, а не словами. Люди сами сделают выводы.

2018   бизнес   дизайн   текст

Почему текст решает

Хуже, чем дизайнерам, приходится копирайтерам: если на компьютере что-то накалялкать может не каждый, то набрать текст в состоянии любой дурак. По крайней мере он так считает.

К открытию студии красоты нам требовался полный штат мастеров-парикмахеров. В помещении шел ремонт, к завершению которого нам должны были привезти оборудование. На то, чтобы все обставить, отводилось пара дней, а затем сразу открытие. Когда и как набрать мастеров?

Иллюстрация всегда сильнее текста, но что проиллюстрировать, если в помещении только песок, грязь и бетон? Как донести до кандидатов, что у нас будет круто, стильно, модно, молодежно, и вообще не как у всех?

На начальном этапе единственное, что у вас есть — это текст, и ни в коем случае нельзя им пренебрегать. Второго шанса произвести первое впечатление не будет.

Мы с женой взяли паузу, чтобы подготовить объявление по волшебной оранжевой книжке, а наш партнер написал свой вариант в произвольной форме, опередив нас на день. Результат показал себя утром.

Скопированный текст случайной вакансии, скопированной из другой скопированной вакансии, канул в бездну ленты ВК. Простой способ проверить эффективность написанного — спросить у себя, поверили бы вы сами в свое объявление? Словоблудство про сплоченный и дружный коллектив не только не работает, но и не имеет ничего общего с работой. Такой текст ничего не знает и не рассказывает о вакансии.

Наш пост, хоть и вышел на день позже, привлек не только соискателей, но и позволил записать клиентов в студию еще до открытия. Хотя казалось бы — те же буковки на клавиатуре.

Но я до сих пор не знаю, как копирайтерам искать себе работу. Наверно писать о себе сильный текст и показывать работы с пояснениями.

Как поднять свое дело без рекламы

В эпоху менеджеров, когда никто не может самостоятельно выкрутить лампочку, лучше всего живут мастера.

Проблема в том, что они так и остаются на уровне мастера-одиночки, зачастую пропивая весь заработок или сливая его на какой-то левак, вместо того, чтобы организовать себя и других, и открыть свое дело. Создать компанию сложно, но в отличие от «хипстерских стартапов» она может приносить ощутимые деньги.

В эпоху легкой доступности цифровых технологий каждый первый стартап — отстой. Школьники и студенты пытаются пролезть в узкое очко без мыла, так ничего и не добиваясь. Во всем виновато ошибочное мнение, что раз один школьник написал чат-рулетку (неважно, что он один из немногих, кто смог), то вы сможете повторить его опыт и стать миллионером. В это хочется верить, потому что интернет обманчиво сулит большие и легкие деньги. На деле ваши «креативные проекты» оказываются интересны только вам.

О чем говорить, если некоторые люди до сих пор не научились вызывать Яндекс.Такси через приложение, а ловят сомнительную машину на руку за тройную цену? И это где Яндекс, а где ваши стартапы.

В итоге хорошо сделать ремонт, починить водопровод и заменить масло в машине могут лишь единицы. Таких мастеров не ищут на улице, а спрашивают у знакомых, потому что они в дефиците. Пока в интернете вылезают баннеры «будь успешным», «зарабатывай 100 $ в час сидя дома», настоящие деньги эффективнее всего делать в реальной жизни безо всяких «инноваций».

Если меня в школьные годы пугали тем, что я буду мести дворы, то теперь самое время пугать детей фрилансом и стартапами, а уборщики давно неплохо зарабатывают. Люди, уткнувшись в экраны кредитных Айфонов, забыли о том, что простую работу делать некому.

Чтобы подняться без рекламы, нужно самому стать хорошим мастером, оказывающим полезные услуги. Не стоит бояться конкуренции, если делать свою работу хорошо. Автосервисов, например, много, а я до сих пор не могу найти нормальный, чтобы было не страшно оставить машину.

Сначала придется наработать клиентскую базу, а когда клиентов будет столько, что на всех вас не хватает — пора думать о развитии. При хорошей работе, если вы не инновационный фрилансер-стартапер, сарафанное радио очень эффективно.

Можно набросать небольшой план:

  • Найти услугу, в которой нуждаются люди, возможно даже постоянно
  • Стать мастером
  • Делать работу хорошо и разбираться в своем деле
  • Наработать клиентскую базу (это не так долго, как кажется)
  • Нанять мастеров, которые думают так же как и вы, и не будут вставлять вам палки в колеса

Последний момент особенно важен, потому что некоторых людей невозможно организовать и, тем более, переучить. Вам нужно выбрать именно тех, на кого можно положиться, кто смотрит с вами в одном направлении. Следите за вектором развития партнера.

От вас потребуется умение вести переговоры, быстро принимать ответственные решения и рулить проблемы 24 часа в сутки, по крайней мере в первое время, но у вас будет свое дело. На начальном этапе без этого никак.

Если уборка мусора не кажется «креативным» проектом, то вспомните о том, что ваше приложение для Айфона вряд ли кому-то интересно в принципе, а чистые комнаты нужны многим. Сначала подумайте о том, как заработать денег, а потом уже создавайте «инновационное» приложение, например, для заказа ваших услуг. Много ли прогрессивных клиниговых компаний?

Поставив дело на лыжи, можно постепенно внедрять какие-то дизайнерские фишки, причем для своей компании без «неграмотного» начальника, который запарывает «лучшие решения». Вам не придется никого убеждать в полезности своих намерений. Сам делаешь и сам отвечаешь за результат.

Цель номер раз — дойти до этого этапа. Как видите, лозунг «думай иначе» превосходно работает, нужно только его понять и правильно применить. Стартап «в рот наоборот». Налюби систему.

P. S.
Пока писал пост, на почту пришел пруф: https://vc.ru/42535-iz-repetitora-v-biznesmeny-voronezhskiy-predprinimatel-zapustil-servis-po-dostavke-shashlyka?from=digest

Самая важная вещь в начале бизнеса

Простая, но не всегда очевидная вещь: в бизнесе в первую очередь важны адекватные партнеры. На втором месте идут остальные сотрудники.

Типичная модель развития русского бизнеса — арендовать помещение, влезть в долги и врубить босса. Ничего не делать и рисоваться перед знакомыми, какой ты крутой. Такие «компании» существуют не более пары месяцев.

Если у вас такой партнер, этого сразу было не заметно, а дело уже запущено, пора бить тревогу. Особенно плохо, если вы не договорились о том, как будете расходиться в начале.

В партнере важен не столько опыт, сколько схожесть взглядов и вектор ваших мыслей. Если каждый будет тянуть одеяло в свою сторону, гарантированно ничего не получится. Особенно плохо, когда у партнера нет опыта, но он гнет свою линию, и его нужно постоянно осаживать. Про таких людей есть народная мудрость: с вами говно жрать хорошо, вы впереди всех бежите.

Казалось бы, очевидные вещи, но даже самые лучшие и пробитые «бизнесы» запарываются в начале, потому что не уделяют должного внимания этому моменту.